ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А.И. ГЕРЦЕНА»
Факультет информационных технологий
Кафедра информационных и коммуникационных технологий
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Мультимедиа технологии в образовании»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА
«Mультимедийный учебник по моделированию в среде 3D Studio Max для начинающих».
МОДУЛЬ «Редактор материалов»
«Допущен к защите» |
Выполнил: студент 3 курса 2 группы специальность ИТО Румянцев Александр Сергеевич |
_________________________ 2007 г |
Руководитель: д.п.н., профессор Е.З. Власова |
Зав кафедрой ИКТ Е.З. Власова |
Оценка ________________ Подпись _______________ |
Санкт - Петербург
2007 г.
Содержание.
Введение.
На сегодняшний день, компьютерные технологии стали неотъемлемой частью жизни каждого человека. Он волей-неволей сталкивается с ними на каждом шагу. Даже самые обыденные манипуляции поставлены на компьютерную поддержку. Это и домашние компьютеры, и электронные системы учета продажи товаров в магазинах, и электронные платежи… Этот список можно продолжать бесконечно, ведь даже пополнить баланс на счете мобильного телефона можно с помощью универсальных касс, находящихся, чуть ли не каждом шагу!
Компьютерные технологии развиваются столь стремительно, что месяц назад купленный компьютер уже устаревает. И естественным спутником развитья компьютерных технологий является создание совершенно иной, не такой как обычная, реальности.
Первоначально, человек мог создавать исключительно рисованные и двухмерные картинки, но на сегодняшний день ему на помощь пришла совершенно иная технология создания виртуальных миров – 3D программы. Буквально несколько лет назад, работа в среде этих программ была уделом довольно узкого круга людей, но сегодня они доступны каждому. И это поистине удивительно – теперь каждый может создать свои уникальные и неповторимые миры, сценки и видеофрагменты. Создать какого-либо фантастического персонажа и «оживить его», заставив двигаться – анимировать. Но как и ранее, работа в среде этих программ вызывает определенные трудности. Среда принципиально отличается от всех редакторов двухмерной графики. И поэтому даже человеку, имеющему определенные умения и навыки работы в программах «двухмерках», порой бывает трудно перестроиться и сразу начать работу в «трехмерках». Выпущено множество книг и пособий, направленных на помощь человеку в освоении трехмерной графики, но, как и всегда, на сегодняшний день, этого становиться недостаточно. Пользователь вынужден привлекать все новые и новые технологии, будь то Интернет или электронные учебники. И опять-таки это вызывает определенные трудности в освоении этих программ – приходиться привлекать слишком много сторонних учебных материалов. В этой связи, у каждого пользователя возникает желание иметь доступ к ресурсу, который отвечал бы всем его требованиям. Здесь должна быть и предельная информативность, и предельная доступность, понятность материала, и наглядные рисунки, помогающие пользователю в понимании материала. Также должна быть возможность выполнить свои собственные работы в среде, а также проверить свои теоретические знания, ведь для освоения программы требуется хорошая информативная база.
Разработка такого продукта и стала основной целью курсовой работы. Были выделены основные критерии, которым должен отвечать конечный продукт. Ими стали:
- Доступность продукта;
- Высокая степень информативности;
- Наглядность;
- Универсальность;
- Актуальность;
- Интерактивность;
- Многофункциональность.
Задачи были сформулированы непосредственно на основании тех критериев, которые были предъявлены к продукту. Должна быть возможность использования продукта в любой точке Земного шара, при наличии доступа в Интернет. Продукт не должен быть еще одной книгой «без картинок» - он должен быть красочным и привлекательным. Иллюстрации должны отражать ключевые моменты обучения. Также, продукт должен быть в максимальной степени информативным. Содержание теоретических статей должно быть максимально полным и насыщенным. Продукт не должен быть скучным для пользователей, уже владеющих программой. Для решения этой проблемы, меню программы должно быть организованно соответствующим образом – можно получать доступ в любой раздел за пару нажатий клавиш мыши. Это позволит опытному пользователю иметь доступ к материалу, который он, скажем, захочет вспомнить. Продукт должен быть многофункционален. Он должен дать возможность начинающему начать работу в среде без затруднений, но и заставлять опытного пользователя листать «ненужные» страницы. Также большой целью стала организация интерактивности программного продукта и пользователя. Необходимы красочные тесты и наглядные практические занятия, построенные по принципу «повторяй за мной».
Модуль «Редактор материалов».
Непосредственно моим вкладом в создание продукта, стала разработка одного из нескольких ключевых модулей. Модуль носит название «Редактор материалов». Этот модуль призван описать с теоретической стороны, и показать – с практической, работу в среде 3D Studio Max 8, связанную с применением материалов к созданной сцене. Хотел бы отметить, что наряду с такими глобальными блоками как моделирование, визуализация и анимация, создание материалов занимает почетное место. Ведь собственно на этих четырех столбах и зиждется создание трехмерной сцены. В связи с этим я разработал концепцию изложения материала и составления практических заданий. Целью создания блока стало описание работы с материалами в среде, их применение, а также последующая визуализация сцены с примененными материалами.
Я поставил перед собой несколько задач:
- Максимально информативно описать основы работы с редактором материалов.
- Создать качественные иллюстрации.
- Создать интересные и наглядные практические задания.
Проблема информативности была решена с помощью подробнейшего изложения теоретического материала, подкрепленного иллюстрациями. Последние создавались непосредственно в среде программы, таким образом, у пользователя не возникнет проблем с поиском ситуации изображенной на иллюстрации. Практические задания стали особенностью разработки данного блока. Ведь перегружать задание моделированием категорически нельзя, ведь пользователь работает с материалами, а не создает модели. Мною было принято решение, создать подготовить ряд готовых моделей для работы с редактором материалов. Пользователю будет достаточно загрузить необходимый файл и начать работу. Если же такой возможности нет, например, слабый канал, то созданные модели просты для воспроизведения, и для пользователя изучившего основы моделирования не составит труда их создать. Минуса нет – лишь дополнительная тренировка. В заключительной части модуля пользователю предлагается пройти тест за знание теоретических основ.
С учетом концепции и поставленных задач был создан модуль «Редактор материалов». Задачи, поставленные перед модулем и перед проектом в целом, были схожи, что отразилось на конечном продукте. Модуль занимает отведенное в проекте место, не конфликтуя с другими разделами. Он предельно информативен, всеобъемлющ и универсален. Практические задания ясны, нетрудны для выполнения и наглядны.
Заключение.
Разработанный мною модуль «Редактор материалов», является неотъемлемой частью, в ходе освоения программы 3D Studio Max. Вопросы, которые освещаются в этом блоке, чрезвычайно актуальны при работе с программой. К тому же, при желании пользователя освоить прочие редакторы трехмерной графики, знания, полученные при освоении раздела «Редактора материалов» не станут лишними. Все редакторы трехмерной графики, при работе с материалами используют одни и те же принципы. Человек, владеющий материалами в среде 3D Studio Max, с легкостью освоит работу с материалами в средах других программ, будь то Maya, Newtek LightWave 3D, Poser и т.д.
Модуль «Редактор материалов» легко дополняем. Обновления программы в целом всегда касаются обновления редактора материалов. Различные новые свойства материалов, новые двухмерные и трехмерные карты, каждая из которых со своими особенностями и тонкостями. Тем более что существование различных дополнений (плагинов) к программе всегда затрагивает работу с материалами.